самолёта. К тому же, будучи в Англии с целью изготовления силовой установки -двигателей в 1880 году, наверняка там оставил какие-нибудь следы.
И интересно было бы узнать как работал Можайский в Англии с Хересгоффом и фирмой «Арбейкер и Хемкенс», где были изготовлены сами паровые двигатели, котёл и холодильник к первому в мире самолёту. Глубоко надеюсь на какой либо ответна этот важный вопрос.
Очень тщательно необходимо исследовать Дело № 34 1883 года «Делопроизводственная опись Особого отдела штаба Гвардии и Петербургского военного округа на 1881 - … по порядку № 44». В это дело сводились все документы о проектах и постройках военных объектов Российской армии. Там же могут оказаться документы, способные рассказать нам о первом в мире смельчаке, поднявшем самолёт Можайского в воздух. Он даже получил увечие при ударе крыла самолёта о землю из-за отсутствия управления самолётом при крене.
Следует заметить, что и второй самолёт, поднявшийся в воздух после Можайского, также потерпел поломку. Француз Клемент Адер, проведя большую работ по усовершенствованию телефонизации Парижа, стал обладателем большого состояния. Таким образом в 1882 году на собственные деньги начал строить самолёт своей разработки, по устоявшемуся мнению копируя летучую мышь, считая возможным создать действительно необходимый для такой цели самолёт. Строил его долго и тайно с 1882 по 1890 годы. Назвал его «Эол». Самолёт обошёлся его создателю в полмиллиона франков.
9 октября 1890 года Адер предпринял лётные испытания. В отчёте о полёте говорится: «Авион № 1, носящий имя «Эол» и управляемый г-ном Адером, его изобретателем, оторвался от земли и держался в воздухе на своих крыльях, брея поверхность земли на дистанции около 50 м при помощи одного парового двигателя и своих необыкновенных винтов, создающих силу тяги. Продержался он в воздухе около 5 секунд. Маневренная площадка имела в длину 200 метров». Таким образом при испытании самолёт К.Адера после разбега оторвался от земли. Такой результат нельзя назвать полётом, учитывая неуправляемость и неустойчивость «Эола», совершавшего скачкообразные движения то отрываясь от земли на несколько сантиметров, то приземляясь на хорошо укатанную поверхность земли, заранее тщательно подготовленную для этой цели. И всё же этот полёт закончился поломкой. Тем не менее, это было замечательное событие: впервые самолёт осуществил взлёт с горизонтальной поверхности за счёт мощности собственного двигателя без использования вспомогательных средств. Наконец человеку удалось преодолеть энергетический барьер в самолётостроении. Это произошло именно в год кончины Можайского спустя 6 лет от взлёта в 1884 году его самолёта «Летун» в России.
Без какой либо поддержки со стороны государства, использовав свои скромные денежные средства для столь грандиозной постройки летательного аппарата, необходимого прежде всего в военном деле самого государства, А.Ф. Можайский всё же добивается более грандиозных успехов в сравнении с Клементом Адером из Франции.
Да и третий самолёт братьев Орвила и Уилбура Райт из Америки также потерпел поломку в момент первого испытания, которое состоялось впервые 14 декабря 1903 года, спустя чуть более 19 лет после испытания самолёта Можайского. Разрушения происходили, потому что не было элеронов, ставших необходимым атрибутом любого современного самолёта .
Место старта мировой авиации сохранилось в первозданной неприкосновенности. Именно здесь в Красном Селе под Петербургом на Военном поле с 1881 по 1884 годы был построен и успешно испытан первый в мире летающий летательный аппарат с человеком на борту - самолёт конструкции А.Ф. Можайского, названный им «Летун». Это место имело ровный продолжительный уклон в 6о и использовалось конструктором для придания дополнительной кинетической энергии, которая была необходима, так как мощность самих паровых двигателей была в предельных величинах. В то время ничего