частей: крыльев, помещённой между ними лодки, хвоста, тележки с колёсами, на которую поставлен весь снаряд, машин для вращения винтов и мачт для крепления крыльев. Крылья снаряда делаются неподвижными. Хвост состоит из плоскостей - горизонтальной и вертикальной, первая может подниматься и опускаться и предназначена для направления снаряда вверх и вниз, а вторая - вправо и влево, и заставляет снаряд поворачивать в стороны. Лодка служит для помещения машин, материалов для них, груза и людей. Тележка с колёсами, на которую поставлен весь снаряд и прочно прикреплён, служит для разбега летательного снаряда по земле перед подъёмом; в воздухе же тележка действует как балансир или отвес. При поступательном движении в воздухе винты летательного снаряда, вращаемые машиною вследствие сопротивления воздуха приводят снаряд в движение».
Эскиз к Привилегии А.Ф. Можайского
Это прозорливое видение возможности единственно правильного пути развития авиации ставит Можайского в ряд гениальных учёных, таких как всем сейчас известных Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов , Д.И. Менделеев , Н.Е. Жуковский Цивилизация золотыми буквами вписала их в историю развития техники, созданной человеческим разумом. Их достижения мы сейчас видим и пользуемся ими. Но это сейчас, а тогда пришлось преодолеть невероятные финансовые и технические трудности, чтобы раскрутить такой механизм технической мысли человека, который позволил через лишения и даже жертвы первых воздухоплавателей достичь такого прогресса – выйти человеку даже в космическое пространство и даже побывать неоднократно на Луне. Человечество уже сейчас готовится к высадке на Марс. И, что самое замечательное, опять в Красном Селе в том числе готовится этот полёт.
Да , Можайский настойчиво принимает энергичные меры к осуществлению постройки самолёта в натуральную величину и испытанию его в воздухе с человеком на борту. Журнал «Воздухоплаватель» № 10 от 11 октября 1882 года опубликовал сообщение: «Летом 1882 года в Красносельском лагере выстроен аэроплан в обширных размерах. Нам сообщают, что будто бы с некоторого времени воспрещён вход посетителей». Затем долгий период времени подробностей не было.
Смета на постройку воздухоплавательного снаряда, составленная рукой изобретателя, была определена в сумме 18895 рублей 45 копеек. На этой докладной записке имеется резолюция министра Дмитрия Алексеевича Милютина: «Прошу рассмотреть в Комиссии, производившей испытания и предоставить затем доклад по возможности в скором времени». Непосредственно за этим документом в архивном деле № 749 подшито «Следуемые к сему описанию чертежи возращены г. Можайскому. И. Вальберг».
По видимому, А.Ф. Можайский имел основания не доверять чиновникам Главного Инженерного управления и старался по возможности не оставлять в ГИУ важнейших документов. Поэтому и чертежи первоначального проекта сейчас неизвестно где находятся. Я не думаю, что никакой надежды найти их не осталось при такой тщательной постановке делопроизводства, какой оно было в царское время .
Однако чертежи неоднократно могли корректироваться и переделываться, тем более в тех условиях, в которых оказался Александр Фёдорович. Считаю необходимым мобилизовать все архивные силы, включая закрытые или рассекреченные документы царского времени, что под силу только с помощью государственных структур.
Версия о гибели этих документов в имении его потомков в Вологде и Вороновицах не имеют под собой никакой почвы. В беседе с директором Дома-музея А.Ф. Можайского в Вологде, отзывчивой и прекрасной хранительницей этого музея Н.А. Садоковой я услышал такой ответ на этот вопрос: «Имение было заброшено, а вещи продавались. Это было в 1918 году. Модели и их чертежи были из сундука моряка Можайского отданы детям деревни Котельниково. Они долго забавлялись, пуская их по улице». И всё же не думаю чтобы чертежи самого самолёта могли оказаться там. Сам Можайский, занятый работой в Красном Селе, уже не возвращался в своё имение, так как он его продал после скоропостижной смерти жены, а деньги израсходовал на окончание постройки самого