площадей крыльев и хвоста и скорость, необходимую для движения в воздухе тяжести на один квадратный фут площади».

 В воображении военных стратегов сразу возникли  мысли о военном применении зарождающегося вида транспорта – авиации. Перспективно эти мысли выглядели неприглядно и затмевали мирное применение самолёта. Однако в этих мыслях был и резон. Военное применение авиации, как мы видим сейчас, стало иметь огромное значение в оборонно-наступательных  целях во всех странах .

12 января 1877 года морская газета «Кронштадтский вестник» поместила статью полковника  П. Богословского, в которой читаем:

«На днях нам довелось быть при опытах над летательным аппаратом, придуманным нашим моряком г-ном Можайским. Изобретатель весьма верно решил давно стоящий на очереди вопрос воздухоплавания. Аппарат при помощи своих двигательных снарядов не только летает, бегает по земле, но может и плавать. Быстрота полёта аппарата изумительна; он не боится ни тяжести, ни ветра и способен  летать в любом направлении. Так как фигура и двигатели аппарата, составляют секрет изобретателя, то мы не вправе описывать их подробно…

  Нужно ли говорить о неисчислимых последствиях этого замечательного изобретения. Для примера укажем на злобу дня - войну. Представьте только какую панику, какой ужас способна нанести на неприятеля одна такая летучка, вооружённая снадобьями динамита и нитроглицерина, и какое губительное расстройство может она произвести на его сборных пунктах и сообщениях! Крепости и минные заграждения не спасут ни армий, ни пресловутых броненосных флотов. А между тем сама летучка, находясь в воздухе и сыпля кругом смерть, будет оставаться неуязвимой на высоте, откуда не в силах снять её ни берданы, ни круппы. Скажем более, стая таких летучих хищников в состоянии разорить целую страну!… Зато другая, мирная сторона наклонности этой летучки прямо уже обещает много доброго: наука сразу шагнёт вперёд, особенно в приобретении данных для разработки многих важных космических вопросов и явлений, и мы без труда коротко познакомимся тогда с центральными землями Азии и Африки и с обоими полюсами. В этих видах мы не можем не приветствовать горячо изобретение г-на Можайского и желаем ему полнейшего успеха в доведении дела до конца».

   Такая маленькая статья сразу же обратила на себя внимание различных лиц, которые сделали для себя разные выводы.

Труд изобретателя в России был и есть всегда тернист и невыносимо тяжек. 23 марта 1878 года капитан 1-го ранга подал военному министру докладную записку, где просил дать ему возможность построить большой аппарат, способный поднять в воздух человека. А затем представил описание аппарата с его чертежом и пояснительной запиской с расчётами. Представленные материалы рассматривала Комиссия Г.Е. Паукера, И.И. Вальберга и Н.П. Петрова.12 апреля 1878 года, рассмотрев общие соображения устройства воздухоплавательного аппарата и чертежи, 15 июня того же года комиссия сделала заключение: «Вычисления г-на Можайского оказались недостаточно верными… В остальных же объяснениях Можайского комиссия также не находит ручательства в том, чтобы опыты над снарядом Можайского даже и после различных возможных в них изменений могли привести к полезным практическим результатам, если не будет устроен им снаряд на совершенно иных основаниях - с подвижными крыльями, могущими изменять не только своё положение относительно гондолы, но и свою форму во время полёта… Комиссия не решается присоветовать ассигнования на опыты, ныне уже не обещающие, судя по сделанным опытам, какого-либо полезного результата».

Комиссия Г.Е. Паукера предлагала Можайскому не продолжать работу с аппаратом его конструкции, а разработать конструкцию с машущими крыльями как у птиц.

  Окунёмся в представления о летании горе руководителей военных ведомств того времени и их общее понятие о теории полёта. Вряд ли их можно обвинять в заблуждениях которые они допускали тогда, когда все в мире считали возможность полёта человека

 

Главная                                           Назад     Далее

Hosted by uCoz