Главная

Санкт-Петербург – Красное Село
КОЛЫБЕЛЬ АВИАЦИИ

Контакты 

Столица Российской империи Санкт-Петербург и Санкт-Петербургская губерния по праву могут считаться родиной мировой авиации. По сообщению «Санкт-петербургских ведомостей»: «Впервые в России был совершен полет французского воздухоплавателя на воздушном шаре в 1803 г. - господином Гарнереном над Васильевским островом в присутствии Государя Императора Александра Павловича и великих князей. Свое путешествие в небе Санкт-Петербурга господин Гарнерен повторил в небе через месяц, но уже с пассажиром – генералом С. Л. Львовым, с которого он взял за удовольствие 2000 рублей серебром». Так россияне познакомились с воздухоплаванием на воздушных шарах – аппаратах легче воздуха. Однако активное и перспективное завоевание третьей стихии нашей планеты началось лишь восемь десятилетий спустя. 

Первоначальное неверие в возможность создания воздухоплавательных аппаратов тяжелее воздуха привело к неверно выбранному пути развития авиации и созданию в России в 1880 г. при Императорском Русском Техническом обществе Воздухоплавательного отдела, осуществившего только в 1886 г. первый подъем воздушного шара в научных целях. 7 августа 1887 г. для наблюдения солнечного затмения подъем совершил сам организатор Воздухоплавательного отдела – химик Д. И. Менделеев.

В дальнейшем воздухоплавание на воздушных шарах, а затем и дирижаблях в России развивалось медленно без особой перспективы для использования. Неповоротливость, ограниченность в скорости и маневре сдерживали их применение в оборонно-наступательных операциях при военных баталиях.
Настоящий переворот в покорении воздушного океана произвело создание аппарата тяжелее воздуха – самолета. В Красном Селе Санкт-Петербургской губернии, на Военном поле был построен и успешно испытан впервые в мире самолет, названный автором изобретения А. Ф. Можайским «Летун». А. Ф. Можайский – капитан первого ранга, моряк, покоривший многие моря и океаны, пришел к мысли о возможности создания аппарата, имеющего гораздо более перспективное значение, по сути, нового вида транспорта – самолета.

Взлет "Летуна" Можайского - кадр из отечественного фильма

Его возможности подтвердил ход истории и технические возможности этого вида транспорта с переходом в космические путешествия на кораблях «Буран» в России, а затем «Шаттлов» в США. В настоящее время бурно развивается освоение космоса более совершенными аппаратами принципиально заложенными А. Ф. Можайским.
Но для достижения первой цели – создания аппарата «Летун», Александру Федоровичу пришлось преодолеть невероятные трудности и недоверие к осуществлению этой идеи со стороны военного ведомства, куда он обратился за финансовой помощью. Без средств, порой даже к элементарному существованию, он все же построил самолет в Красном Селе и поднял его в 1884 г., хотя и окончилось испытание поломкой аппарата.

У Клемента Адера в 1895 г. по свидетельству французской литературы «… был не полет, а серия последовательных прыжков, в конце которых аппарат так же потерпел поломку». Эта учесть ждала многих первопроходцев в других странах – братьев Райт в США – 1903 г., Сантос – Дюмон во Франции – 1906 г. и др.
Таким образом, с современной точки зрения, результат опыта А. Ф. Можайского следует признать величайшим успехом. Человек получил бурно развивающуюся конструкцию.

В 1910 г. в России появились первые авиашколы при Санкт-Петербургском, в Гатчине первом аэроклубе. В 1911 г. указом Николая было утверждено звание «Военного летчика» Российской Империи. К лету 1912 г. в русской армии уже имелось 8 авиационных отрядов. К началу 1913 г. в стране насчитывалось 11 организаций воздушного спорта и 2 аэродрома, 195 отечественных пилотов, имевших дипломы – разрешения Международной воздушной федерации.

В 1913 г. было проведено на Военном поле Красного Села первое в мире АВИА – ШОУ, показ авиатехники, где был продемонстрирован
авиаконструктором Игорем Ивановичем Сикорским первый в мире тяжелый, с закрытой пассажирской кабиной самолет – прообраз самолетов гражданской и тяжелой военной авиации.
Здесь же ликующий от увиденного Александр II вручил создателю грандиозной машины свои золотые часы, которые сейчас хранятся в музее Вашингтона.
Демонстрация «Русского Витязя» Государю Императору России в Красном Селе, 1913 г.

Демонстрация «Русского Витязя» Государю Императору России в Красном Селе, 1913 г.

Авиаторы достигли огромных успехов в обороне страны, в гражданских перевозках, освоении Арктики и Антарктики, в космических полетах и народном хозяйстве. В настоящее время немыслимо развитие цивилизации без авиакосмических перевозок.

На Красносельской земле усилиями ее жителей создан «Луноход» и «Марсоход», которые достигли поверхности Луны и Марса, дав человечеству неоценимые данные об этих планетах.

Мы по праву гордимся этими достижениями, внесшими легендарный вклад в историю цивилизации.

Интерес молодежи к летной профессии не угасает и сейчас, он поднялся на новую, более трудную, но увлекающую высоту человеческого развития.

 

 

Но ведь все начиналось с «Летуна» Александра Федоровича МОЖАЙСКОГО !!! в Красном Селе.

Hosted by uCoz