Столица
Российской империи Санкт-Петербург и Санкт-Петербургская губерния по праву
могут считаться родиной мировой авиации. По сообщению «Санкт-петербургских
ведомостей»: «Впервые в России был совершен полет французского
воздухоплавателя на воздушном шаре в 1803 г. - господином Гарнереном над
Васильевским островом в присутствии Государя Императора Александра
Павловича и великих князей. Свое путешествие в небе Санкт-Петербурга
господин Гарнерен повторил в небе через месяц, но уже с пассажиром –
генералом С. Л. Львовым, с которого он взял за удовольствие 2000 рублей
серебром». Так россияне познакомились с воздухоплаванием на воздушных
шарах – аппаратах легче воздуха.
Однако активное
и перспективное завоевание третьей стихии нашей планеты началось лишь
восемь десятилетий спустя.
Первоначальное неверие в возможность
создания воздухоплавательных аппаратов тяжелее воздуха привело к неверно
выбранному пути развития авиации и созданию в России в 1880 г. при
Императорском Русском Техническом обществе Воздухоплавательного отдела,
осуществившего только в 1886 г. первый подъем воздушного шара в научных
целях. 7 августа 1887 г. для наблюдения солнечного затмения подъем
совершил сам организатор Воздухоплавательного отдела – химик Д. И.
Менделеев.
В дальнейшем воздухоплавание на воздушных шарах, а затем и
дирижаблях в России развивалось медленно без особой перспективы для
использования. Неповоротливость, ограниченность в скорости и маневре
сдерживали их применение в оборонно-наступательных операциях при военных
баталиях. Настоящий переворот в покорении воздушного океана произвело
создание аппарата тяжелее воздуха – самолета. В Красном Селе
Санкт-Петербургской губернии, на Военном поле был построен и успешно
испытан впервые в мире самолет, названный автором изобретения А. Ф.
Можайским «Летун». А. Ф. Можайский – капитан первого ранга, моряк,
покоривший многие моря и океаны, пришел к мысли о возможности создания
аппарата, имеющего гораздо более перспективное значение, по сути, нового
вида транспорта – самолета.
Взлет
"Летуна" Можайского - кадр из
отечественного фильма
Его
возможности подтвердил ход истории и
технические возможности этого вида
транспорта с переходом в космические
путешествия на кораблях «Буран» в России, а
затем «Шаттлов» в США. В настоящее время
бурно развивается освоение космоса более
совершенными аппаратами принципиально
заложенными А. Ф. Можайским. Но для
достижения первой цели – создания аппарата «Летун», Александру Федоровичу
пришлось преодолеть невероятные трудности и недоверие к осуществлению этой
идеи со стороны военного ведомства, куда он обратился за финансовой
помощью. Без средств, порой даже к элементарному существованию, он все же
построил самолет в Красном Селе и поднял его в 1884 г., хотя и окончилось
испытание поломкой аппарата.
У Клемента Адера в 1895 г. по
свидетельству французской литературы «… был не полет, а серия
последовательных прыжков, в конце которых аппарат так же потерпел
поломку». Эта учесть ждала многих первопроходцев в других странах –
братьев Райт в США – 1903 г., Сантос – Дюмон во Франции – 1906 г. и др.
Таким образом, с современной точки зрения, результат опыта А. Ф.
Можайского следует признать величайшим успехом. Человек получил бурно
развивающуюся конструкцию.
В 1910 г. в России появились первые
авиашколы при Санкт-Петербургском, в Гатчине первом аэроклубе. В 1911 г.
указом Николая было утверждено звание «Военного летчика» Российской
Империи. К лету 1912 г. в русской армии уже имелось 8 авиационных отрядов.
К началу 1913 г. в стране насчитывалось 11 организаций воздушного спорта и
2 аэродрома, 195 отечественных пилотов, имевших дипломы – разрешения
Международной воздушной федерации.
В 1913 г. было проведено на Военном
поле Красного Села первое в мире АВИА – ШОУ, показ авиатехники, где был
продемонстрирован авиаконструктором Игорем Ивановичем Сикорским первый
в мире тяжелый, с закрытой пассажирской кабиной самолет – прообраз
самолетов гражданской и тяжелой военной авиации. Здесь же
ликующий от увиденного Александр II вручил создателю грандиозной машины
свои золотые часы, которые сейчас хранятся в музее Вашингтона.
Демонстрация «Русского Витязя»
Государю Императору России в Красном Селе, 1913 г.
Авиаторы достигли огромных успехов в обороне страны, в гражданских
перевозках, освоении Арктики и Антарктики, в космических полетах и
народном хозяйстве. В настоящее время немыслимо развитие цивилизации без
авиакосмических перевозок.
На Красносельской земле усилиями ее жителей
создан «Луноход» и «Марсоход», которые достигли поверхности Луны и Марса,
дав человечеству неоценимые данные об этих планетах.
Мы по праву
гордимся этими достижениями, внесшими легендарный вклад в историю
цивилизации.
Интерес молодежи к летной профессии не угасает и сейчас,
он поднялся на новую, более трудную, но увлекающую высоту человеческого
развития.
Но ведь все начиналось с «Летуна» Александра Федоровича
МОЖАЙСКОГО !!! в Красном Селе.
|